Монстры наносят повторный удар - статьи из МК за 1990 год

Газета Московский комсомолец 18 мая 1990 г.

Звуковая дорожка №244

МОНСТРЫ НАНОСЯТ ПОВТОРНЫЙ УДАР

НАHECTИ второй удар всегда сложнее. Если сделать  один шаг удается многим, то многие же и ломаются на втором. Здесь уже не срабатывают дополнительные обстоятельства, как-то — свежесть, необычность,   интерес, простое любопытство, наконец...

Люди уже знают, чего можно ожидать, и разочарований не прощают. К счастью, для многочисленной армии поклон­ников крупнокалиберной музыки, «Монстрами рока СССР» занимаются серьезные люди.

Менеджмент «БИЗ—Экспресс» приложил большие усилия для того, чтобы этот праздник тяжелого рока состоялся и прошел на солидном уровне. Фестиваль растет с каждым разом и скоро грозит превратиться в самое мощное шоу страны. Да и вообще, когда появляется традиция — это уже хорошо.

Фестиваль, несомненно, доставил много удовольствия не только зрителям (а зал был переполнен оба дня!), но и лю­дям, которые в курсе музыкальной жизни столицы. Откры­тия и сюрпризы следовали один за другим. Огорчило, что не смогла участвовать «Ария», но ребятам сейчас не до концертов. Состав «Арии» опять раскололся (Дубинин и Маврин уезжают работать в Западную Германию), и чем все это кончится — пока не ясно. Однако перейдем к более приятным вещам.

Открыл фестиваль «Джокер». Уже в Череповце в этих музыкантах чувствовался сильный потенциал. Во всяком случае, я с удовольствием просмотрел и прослушал весь их сет. За прошедшее с тех пор время в группе кое-что изменилось — во-первых, изменилась стилистика — звук стал жестче, исчез слишком уж заметный в прошлом «дефлеппардизм». А во-вторых — в «Джокере» появился новый вокалист, Борис Буров, и этот человек стоит то­го, чтобы о нем поговорить отдельно.

Это имя я встречал уже несколько лет назад. По Моск­ве ходили слухи о вокалисте с удивительным голосом, но дело особенно не двигалось. Первая серьезная попытка была предпринята с группой «Александр Невский» осе­нью прошлого года. но она не удалась, и тогда-то и возник этот неожиданно сплоченный альянс Бориса с «Джо­кером».

«Джокер» всегда был силен своим мощным хард-роком, и просто фантастический голос Бурова (вспомните-ка Гленна Хьюза) стал именно той частью ядерного сырья, которого не хватало для цепной реакции.

Музыка «Джокера» — это традиционный   (в лучшем смысле этого слова) хард-рок, в котором нет слабых мест. Явление редкое на нашей отечественной металлической сцене. На «Монстрах» ребята играли часть своего нового репертуара — готовится новый альбом «Джокера», и, по­верьте моему слову, вы еще услышите об этой группе.

Следующей на сцене появилась «Маркиза».

Не так давно вышел ее дебютный альбом с тремя футу­ристическими чудовищами на обложке, и рейтинг группы в мире тяжелого рока резко вырос. Правда, в те времена, когда пластинка писалась, в коллективе, похоже, царст­вовали «облегченные» настроения — и пластинка напол­нена прекрасными балладами, хотя и для жесткого мате­риала место осталось.

«Маркиза» включила в свое выступление некоторые свои прежние хиты, но новый материал вызывает у меня одни положительные эмоции. Новый гитарист Михаил Самофалов (экс-«Альфа») сумел вывести «Маркизу» на определенный курс, иногда делая совершенно неожидан­ные отступления от него. Но такие «шаги в сторону» не портят общего впечатления, более того, расширение му­зыкального спектра «Маркизы» пришлось всем по кайфу.

И опять небольшой сюрприз — в составе группы снова появилась Света Молчанова, недавно вернувшаяся к сво­им прежним коллегам после развала «Прима Донны», На­до сказать, альянс сестер Молчановых работает просто великолепно, так что «Маркиза» ничего не потеряла, а вот приобрела многое...

На второй день вместе с «Маркизой» на сцене появи­лась Энн Болейн, вокалистка американского состава «Хеллион», о которой отдельный разговор.

ВCE ГРУППЫ вторых «Монстров рока СССР» проде- монстрировали тенденцию к прогрессу. «Черный ко­фе», долгое время эксплуатировавший эффект «Владимирской Руси», на этот раз оказался на высоте. Номера с их новой пластинки имеют заметно изменившееся качество. Основной удар сделан на ритм-секцию,   которая честно справляется со своей работой, качая в меру тяжелый, в меру динамичный ритм, на фоне которого Дмитрий Варшавский упражняется в вокальном искусстве.

Песни «На последний поезд», «Вольному воля» звучат очень свежо, бас-гитара Игоря Куприянова оказалась в состоянии придать неповторимое очарование простому, казалось бы, номеру «После тебя».

«Мастер». Этот коллектив всегда был моим фаворитом в мире тяжелого рока. Их последний   магнитофонный альбом, наделавший много шума, наконец прошел тех­нические   службы   и в июне  должен выйти  пластинкой на «Мелодии». Первоначальный тираж 30 000. А пока музыканты практически весь его материал играют на своих концертах. В том числе и здесь, в Сетуни.

Шоу «Мастера» никогда не страдало статичностью, в нем полно взрывной энергии, хотя мне кажется, что техникам сцены чересчур здорово достается от музыкантов во время выступления.

Старые вещи почти исчезли из репертуара «Мастера» (скорость — она как наркотик, и играть вещи в «ми-тем-по» просто неинтересно). И поэтому очень клёво была принята старая вещь «Воля и разум». Сет прошел на «ура», и публика еще долго скандировала название группы, но таковы уж правила — выходы на «бис» расписанием не предусмотрены, длительный фестивальный марафон и так сильно «сажает» публику.

Выступления «Круиза» ждали все. В Череповецком фестивале группа не смогла принять участие из-за нерасторопности наших западногерманских партнеров, но на этот раз мешать было некому, и «Круиз» появился на сце­не.

Я знаю, что Валерий Гаина очень волновался перед кон­цертом в Москве в начале этого года, после почти годового отсутствия.

Мы несколько не привыкли к новому имиджу группы и если имели о нем какое-то впечатление, то разве что из западных клипов, показанных по нашему ТиВи. К тому же пластинка «Круиза» так и не была переиздана  в нашей стране, а потому для многих репертуар группы оставался тайной за семью печатями.

Если у кого и были опасения — они оказались напрас­ными. «Круиз» в любой ситуации остается «Круизом». Неутомимым, веселым и неугомонным,

Центр внимания, конечно, падает на Гаину, который в последние годы не только терзает гитару, но и является певцом на все случаи жизни. Шоу «Круиза» тщательно продумано, и при минимуме людей на сцене создается впечатление активного сценического действия. Время от времени кто-то из музыкантов переключает внимание на себя, давая тем самым остальным возможность передох­нуть.

Группа отыграла старый материал (правда, для изряд­ной части публики он оказался новым) и продемонстри­ровала номер из новой пластинки, который назывался «Хит для ЭмТиВи». Не знаю, выйдет ли очередной альбом «Круиза» здесь, у нас, но на Западе он планируется к се­редине года и будет называться  «Калчер шок» Эй. Эл. Эс», что в переводе на наш язык можно   подать как «Культурный шок». Чужой жизненный стиль». Я так по­нимаю, что речь на альбоме пойдет о «тяжелом» опыте «Круиза» жить в условиях оголтелого империализма...

Выступлением «Круиза» Гаина не ограничился и под конец фестиваля представил на суд публики свой новый • сольный проект «Гэйн». который был сформирован пару-тройку месяцев назад и после небольших перемен работает в следующем виде: Валерий Гаина — гитара, Федор Васильев — бас-гитара, Владимир Бажин — вокал (он таки ушел из «Тяжелого дня»...) и Андрей Шатуновский — ударные (последнее место работы — «Кураж»),

На сцене вся эта команда напоминает банду с разно­шерстного восточного базара. По сути дела — это непло­хой имидж, и он хорошо выдержан. А самое главное -от­вечает той музыке, которую играет «Гэйн».

Хотя в «Гэйне» 50-процентное содержание  «круизовцев», музыка проекта порядком далека   от трэшевой анархии. Проект был создан для попытки прорваться на американский рок-рынок, как известно, самый большой в мире (хотя мы можем «съесть» куда больше музыки, чем они). «Гэйн» весь построен на гитаре, которая звучит, не замолкая. Упрекать материал   проекта в коммерческой направленности будет не совсем справедливо, так как здесь в изобилии присутствуют совершенно не присущие коммерческой музыке фрагменты, из которых и складывается в принципе музыка «Гэйна».

Но все затмил совершенно чумовой джем-сейшн, когда огромная толпа музыкантов исполняла «Дым над водой». И вот тут-то и отличился Буров! К моему удивлению, он не просто давал «Дип перпл» образца 1974 года, но еще и знал текст песни! И под завязку неунывающий Гаина порадовал народ исполнением гитарного варианта наше­го гимна. Помните — «Союз нерушимый...» и т. д.

ФЕСТИВАЛЬ завершился — измотанные организаторы устало вздохнули и прикинули, что и во сколько им обошлось. Директор всего этого мероприятия, Сергей Соколов, под конец просто напоминал «зомби» — взгляд у нашего гения организаторской работы напрочь отсутст­вовал, и двигался он, похоже, лишь по воле некой высшей силы.

Особенно хочется сказать о ранге фестиваля — ребята из спортивного клуба «Вайдер—Ветал» отлично сделали свою работу — нигде прежде я не видел, чтобы «секьюрити» вели себя настолько активно и вежливо одновременно. Хотя им досталось и круто — сдерживать в течение четырех часов заведенную публику силой одних рук — занятие непростое.

Что дальше? А дальше новый фестиваль — на этот раз он планируется в Ленинграде и будет проведён 26 и 27 мая. Ведутся переговоры о приезде серьезных западных групп, но пока это «служебная тайна»

Алексей СИДОРОВ.