Сергей Ефимов после Круиза

Сергей Ефимов, не выдержав изнурительного вояжа в Европу и недовольный утяжелением звучания Круиза, возвращается в конце 1989 года в Россию, в родной город Волжский, где с участниками местной группы Пенальти создает проект Волки.
«Приехав, я у себя, в Волжском собрал группу. Музыка была моя, но, учитывая прошлый опыт, я решил поступать более демократично и говорить, что мы ее писали все вместе. Ребята сказали: “Ну, если ты так хочешь”. Да, я так хотел, чтобы не было так, что я Ефимов из Круиза, а они непонятно кто. Хотелось, чтобы мы были на одном уровне, чтобы не было руководителей, хотя лидировал я явно.

- А тексты?

- Тексты не мои, и даже, прошу прощения, не моей жены, писал Андрей Орлов и один парень из Волжского. Название взяли по первым слогам фамилий наших администраторов - ВОЛКИС (Волобуев, Киселев). Но чтобы придать проекту какую-то огласку, по радиостанции “Юность” был объявлен конкурс на лучшее название, и один паренек из “мест не столь отдаленных” прислал письмо, в котором предложил назвать группу Волки».

Было записано 11 песен; шесть из которых были cмикшированы, а пять еще нет, когда Волки появились на большой сцене. Это произошло на фестивале " Звуковой дорожки" в Лужниках. Волки показали многотысячной публике неожиданный для группы известного трэшера материал - утяжеленный рок-н-ролл, иногда доходящий до стандартного хард-рока. Но что делать - Ефимов предпочитает эту музыку любой другой. Проект очень быстро стал набирать силу, последовало участие на очередном фестивале " Интершанс", Волки стали пробиваться на радио с песней Тараканьи бега. Песня пошел на ура, в адрес группы стали приходить тысячи писем. Ефимов хотел записать с группой англоязычный альбом и выпустить его в Дании. Вместе с Мастером и Черным Обелиском, Волки поехали на фестиваль в Воркуту. Популярность группы начала пересекать границы Москвы и Волгограда.

Сергей Ефимов: «…Дома опять записи, концерты с Волками. Но чувствую, что группа не отвечает моим требованиям. С психологической точки зрения мне было с ними необыкновенно хорошо, и, наверное, лучше уже не будет ни с кем, но как музыканты на сцене они по сравнению с Круизом не могут, как говорится, ни стоять, ни лежать, ни сидеть. У них был какой-то совковый подход к делу. На студии, надо отдать им должное, они работали очень самоотверженно, старались, но студийная работа это не вся жизнь группы, а концерты все были в минусе. И в январе 1991 года принимаю решение распустить группу…»
После распада «Волков» Сергей Ефимов играет в Маркизе, помогает в записи альбома Игорю Куприянову, ушедшему из Черного Кофе (кстати, на его место пришел…Федор Васильев!). На сайте Черного кофе одно время имелась информация, что Ефимов «работает с Черным Кофе в 2000 году». В феврале 1992 года Ефимов записывает партию барабанов с группой Мастер в их песне Heroes на альбоме "Talk of the Devil", также участвует как бэк-вокалист.

Что касается своих проектов, то после неудачи с Волками, Сергей создает еще один проект, ориентированный уже на Америку- Удар. Группа получила некоторую известность заграницей; вот, что пишет о составе группы один из западных журналов:

«Андрей Сержантов (Генерал) – несомненно, один из лучших блюз-роковых гитаристов страны. Основные его качества – спокойствие уверенного человека в сочетании с яростью неукротимого гитариста. Александр Грицынин (бас) изумляет своей сильной и, в то же время, живой натурой. Достаточно сказать, что он играл с одним из первых барабанщиков планеты – Johnatan Moover (“Blue Murder”, Joe Satriani, Alice Cooper). Самый молодой музыкант группы – голубоглазый красавчик Владимир Дейнеко (клавишные) – подкупает своим романтизмом и лирикой. И последний участник команды – Сергей Ефимов (барабаны). Это имя не нуждается в особой рекламе. Чрезвычайно талантливый и выдающийся артист, обладающий высокопрофессиональным исполнительским мастерством и превосходными организаторскими способностями, Сергей получил широкое признание, работая в команде Круиз с 1985 по 1992 года».

В 1994 году Удар выступал на концерте, организованном под эгидой рубрики "Rock & Pop" на стадионе "Динамо" в последнее воскресенье мая перед 10.000 человек. (Кроме Удара во втором, тяжелом, сете выступали воссозданный Круиз, Черный обелиск, Родомир, Плата за вход, Лига блюза, Опиум, Скандал). Но и жизнь Удара также длилась не долго.
Последнее, что известно о Ефимове - проект «Хиппи хаос» (Hippy House), где Сергей теперь еще и поет! В состав «Хиппи Хаос» также входят бас-гитарист Александр Грицынин и гитарист-виртуоз Дмитрий Четвергов.

Грицынин играл с Ефимовым в «Ударе», а до этого - в «Галактике» и «Рок-Ателье». Четвергов играл в «Квадро», «Кураже», «Николае» с Николаем Носковым, в 1997 году выпустил сольный альбом с инструментальной музыкой «Свободный полет».
 
Кстати, вот что говорит Дмитрий Четвергов о Валерии Гаине:

«- Кто из российских рок-гитаристов, на Ваш взгляд, заслуживает того, чтобы, слушая его, молодежь училась играть на гитаре?
- К сожалению, мало что осталось из записей того периода, когда в России появились первые настоящие, профессиональные гитаристы. Я имею в виду Круизовский период, до отъезда Валеры Гаины в Америку. Когда я играл еще в группе Квадро, мы как-то вместе работали на одной площадке, то ли в Кишеневе, то ли....не важно, и тогда я был впервые поражен звуком гитары Валерия. Вроде бы ничего особенного в его оборудовании не было, были какие-то приборы, которые, как выяснилось, сделали некие наши умельцы, но звук Валера выдавал! Мастер!»
Помимо собственных композиций «Хиппи хаос» исполняют и кавер-версии таких грандов как Deep Purple и AC/DC.
Сергей Ефимов много времени уделяет сессионной работе с другими музыкантами. Живет в Москве. 10 марта 2002 Сергей вместе с Федором Васильевым принимал участие в программе Живаго на МузТВ.

И еще немного из интервью Сергея Ефимова журналу Рокада (№4 за 1992 год):

«- Нет ли у тебя желания попробовать поработать на Западе, в частности, в Америке?
- Почему Америка? Почему не Европа, не Москва, не Волгоград и даже не Рио-де-Жанейро? Да потому что центр музыкальный рок-культуры сейчас переместился из Англии в Америку, а конкретно - в город Лос-Анджелес. Именно в этом городе сейчас живет и работает наибольшее число рок-музыкантов. Говорят, что там каждый второй - киноактер (потому что рядом Hollywood), а каждый четвертый - барабанщик или гитарист. Но тем не менее, лучше уж жить при конкуренции, чем так, как здесь, в Москве - никого. “Живых” музыкантов почти не осталось - одни машинки с тобой конкурируют, да, может, еще
- Какой инструмент предпочитаешь?
- Люблю барабаны “Ja-maha” из-за их очень удобной шаровой системы крепления альтов, малые барабаны “Ludwig”, тарелки “Zildjian”. Все люблю очень небольших размеров: бочки по 20-22, три альта по 12, томы на 14-16, тарелок штук десять, но не больше чем 18 дюймов. Все это для того, чтобы, когда играешь техничную музыку, не тратить силы и время на пробивание альтов и раскачку тарелок. На малом люблю пластик “Вето CS” с напылением и “Вето Fiber Skin” на альтах. Палочками пользуюсь исключительно рижского завода.
- Есть ли у тебя какие-нибудь советы для начинающих барабанщиков?
- Мне тяжело давать какие-либо советы, да и условия у нас с ними, скажем прямо, не равны: сейчас, по-моему, никто не увлекается барабанами, как раньше, - не популярный инструмент. Но я понимаю, почему: в песнях типа “Путана”, барабаны особо не нужны - главное текст про путану, про деньги, есаулов, атаманов и коней. Это тоже, наверное, творчество, за это платят большие деньги, и я к этому нормально отношусь, но, на мой взгляд, не все есть творчество, за что платят.
А совет только один - если нет кайфа, наверное, лучше не заниматься. Я почему люблю свой инструмент - потому что в большинстве случаев я занимался, когда был кайф. То есть, когда я хочу заниматься, играть, тогда я делаю это и получаю от этого большое удовольствие, а если нет, то какой смысл выжимать из себя? Может быть, у других барабанщиков по-другому, но у меня все происходит именно так».
Ну что ж, раз Сергей «получает большое удовольствие» от игры на барабанах, то остается подтвердить это в составе возрожденного трио Круиз!!!