Валерий Гаина

Валерий Гаина
Валерий Гаина вряд ли нуждается в представлении. Гитарист- виртуоз, один из первых российских популяризаторов рок-гитары и основатель известнейшей в 80-х годах группы "Круиз" уже долгое время проживает в США, работает в музыкальной компании INTERSCOPE RECORDS, преподает в известном институте G.I.T. (Guitar Institute of Technology) и занимается продюсированием различных исполнителей . Его плодотворная творческая карьера насчитывает уже более 25-ти лет, а  имя стало поистине бранд-нэймом. Исполнительская манера остается абсолютно узнаваемой и неподражаемой.

Свой жизненный путь Валерий Гаина начал в посёлке Теленешты, под Кишиневом (Молдавия),  в семье директора школы и учительницы. Судьба была к нему благосклонна и с самого детства всячески поддерживала его тягу к музыке, сначала в лице родителей, отдавших сына в 1973 году в музыкальную школу по классу баяна и помогавших ему впоследствии в приобретении первых гитар, а затем - в лице одноклассников -единомышленников, с которыми Валерий  создал первую группу, называвшуюся весьма тривиально: “Gvas” (заглавные буквы участников ансамбля).Затем, в 1975 году, было «Тираспольское Музыкальное Училище», куда Валерий поступил с целью получить время для занятия любимым делом - музыкой. Чему он успешно и следовал, иногда вынужденно отвлекаясь на сдачу экзаменов. Именно в институте его дорога пересеклась с не менее увлечёнными музыкой людьми – музыкантами вокально-инструментального  ансамбля "Кординал" ДК Тираспольского НИИ Садоводства, которые, по стечению обстоятельств, остались без гитариста.

В 1976 году ВИА "Кординал" уезжают на гастроли в Сибирь, где работают в ДК города Сургут. Там их замечает администратор из Госконцерта и предлагает стать ВИА "Магистраль"- ансамблем, чисто идеологического назначения, по культурному обслуживанию строительства БАМа.1980-й год приносит "Магистрали" высокий статус в иерархии Госконцерта. Как следствие, музыкантов Гаину, Кирницкого и Королюка приглашает Матвей Аничкин, музыкальный руководитель ВИА "Молодые голоса", в качестве "второго состава", или, вернее, экспериментальной группы при "Молодых голосах", которая получает название "Круиз". Дебютная фонограмма оказалась настолько мощной, что вопрос о "Магистрали" решается сам собой - группа просто перестала существовать, а Матвей Аничкин стал музыкальным руководителем новой группы –“Круиз”. В апреле 1982 года музыканты нанесли первый серьезный удар по столичной публике. Москва сдалась без боя, а “Круиз” занял прочное положение среди лидеров отечественной сцены. За несколько лет существования “Круиза” состав музыкантов неоднократно менялся, однако персональные перемены практически не влияли на творчество и стиль группы. Объясняется это лишь тем, что неизменным лидером коллектива оставался Валерий Гаина - автор концепции, генератор идей, неотъемлемая часть имиджа и создатель неповторимого саунда группы, который с двух-трех аккордов взвинчивал целые стадионы от Калининграда до Владивостока.

Также, в качестве сессионного гитариста, Валерий участвует в записях альбомов Александра Барыкина “Ступени” и “Аэропорт ; Владимира Преснякова “Папа, ты сам был таким”.

В 1987 году, ВФГ “Мелодия” выпускает первый диск группы “Круиз -1”, который был записан лишь двумя музыкантами Валерий Гаина:( гитара, бас-гитара, вокал) и Сергей Ефимов (барабаны), тем не менее, разошедшийся многомиллионным тиражом по территории СССР. “Круиз” отправляется в большое турне, в ходе которого, на группу обращают внимание менеджеры крупной звукозаписывающей компании WEA.

В октябре 1988 года на западно-европейский музыкальный рынок выходит пластинка группы -“Kruiz”, которая получила прекрасные отклики как от простых слушателей, так и от музыкальных критиков .

“Круиз” становятся первой рок-группой из СССР, которая отправилась в настоящее мировое турне, выступая перед поклонниками в Испании, Англии, Италии, Болгарии, Германии,  Голландии и др.

Параллельно с этим, Гаина начинает работу музыкального продюсера. В 1989 году, в Германии, выходят пластинки групп Шах “Beware” и Э.С.Т. “Russian Vodka”, продюсером которых выступил Валерий Гаина.

В 1989 году, Круиз получил предложение на выпуск второй пластинки под маркой WEA. Но в связи с разногласиями менеджмента группы и звукозаписывающей компанией, третий альбом так и не вышел.  Из-за проблем с немецким контрактом, пришлось отклонить предложение на выпуск пластинки “ Kruiz. Culture shock. A.L.S.” и на американской фирме “Roadrunner Records”.

Возвратившись в Россию, Валерий отправляется вместе с американской исполнительницей Ann Boleyn в качестве участников на фестиваль «Сопот», а вернувшись продюсирует вторую пластинку группы Э.С.Т. “Проба пера” также записав несколько гитарных партий на ней, и создаёт сольный проект, ориентированный уже на американский рынок – Gain.

Gain получает предложение на запись в Америке. Записав пластинку Gain, Валерий Гаина принимает решение остаться жить в США.

1993 год ознаменовался выходом весьма яркой, очень интересной работой Валерия- американский проект Karma. CD “Karma” выпустили американская фирма FrozenHound Records и немецкая ZYX Music. Благодаря структурно-разным композициям и весьма разнообразной стилистике, материал представленный на этом альбоме сумел привлечь к себе внимание американской музыкальной общественности.

Затем, после KARMA, появляется группа S.S.D. Это такой более глубинный и конкретный проект, тоже не без шарма хулиганствующей легкости, но основательностью отсылающий к роковой бахроме Боуи, к примеру. Разноплановость — вот то основное, что поражает при прослушивании того, как Валерий работает с музыкой — будь то близкая его молдавской душе свистопляска по имени хэви, хип-хоп, поп-музыка или, как в этом случае, когда в рок-произведениях используются компьютерные эффекты, трансформирующие музыку, меняющие ее "кожу": пожалуйста, внимайте технологичному попу; теперь — толика этники; на этом месте — фанк-красоты.

На пластинке Гаина предстает перед нами "в образе" скрытого лидера: главное здесь — музыка, гитар не так много. Все подчинено единению, "ваянию" общего "монумента".

С 1995-1997, Валерий Гаина занимается продюсированием различных американских исполнителей. Следует отметить, что спектр работы Гаины -продюсера это не только рок-музыка , но и Hip-Hop, R&B, популярная музыка. Более 15 успешных работ составили список продюсера Валерия Гаины до 1997 года.

В 1997 году, Валерий организовывает ещё один свой музыкальный проект- iNSULATED и музыканты выпускают пластинку “Fence”, которая также выходит на американской Frozenhound Records. В этой работе отчетливо слышны фанковский акцент, солнечная нега в вокале, "угловатая" гитара при общем утяжеленном звуке. Такой чисто американский настрой альбома приносит успех для троих музыкантов из iNSULATED.

Cегодня, Валерий Гаина продолжает помогать записывать музыку молодым исполнителям, сотрудничает с крупной американской звукозаписывающей фирмой Interscope Records, а «Золотой» статус в Корее альбома   «Fantasy» исполнителя «V 2», продюсером которого является Гаина, дают повод полагать, что дела у него складываются довольно неплохо.

Но иногда они возвращаются…

И первым реальным подтверждением сего (помимо сообщений , в основном, в «сетевой» прессе о том, что у Валерия Гаины есть намерение на камбэк) стал промо-сингл с тройкой новых песен , который записывался оригинальнейшим способом: вокал, бас, гитары, барабаны – всё это записано в студии одним человеком – Валерием Гаиной. Что сказать – слёзы на глазах и комок в горле с первых знакомых звуков…ни зазубринки, между нотками не втиснуться, и снова приятное удивление оставляет вокал – помолодевший (!?) какой-то, что-ли, словно долой эти 10 лет!